Всем российским людям давно известно особое отношение католиков к Деве Марии. В основном по итальянским фильмам. Сколько раз герои всем известного совместного фильма «Необыкновенные приключения итальянцев в России» обращались к Мадонне? Наверное, столько же раз, сколько эти вандалы подкопали львов.
В каждом уважающем себя месте, в котором живут преимущественно католики, есть церковь, посвященная Деве Марии. Как правило, сначала появлялся населенный пункт, а потом у него появлялась своя Мадонна. В наименовании большинства церквей, присутствуют слова « Санта-Мария», затем либо название местности, либо какого-либо знаменательного события.
Но есть на земле местечко, где сначала появилась Мадонна, а уж потом город, названный в ее честь. Город этот находится на Тенерифе и называется Канделария (в переводе с испанского – сретение, свечение, встреча с Богом).
Тенерифе – последний из канарских островов, завоеванный испанцами. Завоевывали испанцы гуанчей (коренные жители Канар), не знавших железа, пороха и мореплавания, около 100 лет.
Канделария находится в 20 км южнее столицы Канар – Санта-Крус, построенной на месте высадки испанских войск под предводительством Альфонсо Фернандеса Де Луго. Высаживался он туда два раза. Во время первой вылазки потерпел поражение. Вторая попытка оказалась удачной. И не последнюю роль в этой победе сыграла Святая Мария.
За 100 лет до высадки испанцев в месте современной Канделарии море вынесло на берег деревянную статую Мадонны. По-видимому, она украшала нос затонувшего в бурю судна и плавала по океану довольно долго. Дерево почернело, Мадонна предстала перед пораженными гуанчами совершенно черной. Язычники оттащили статую в близлежащую пещеру и стали ей поклоняться. И поклонялись Черной Мадонне 100 лет!
Испанцы использовали этот случай на все сто. Они убедили менсея Гуимара – вождя племени гуанчей, проживающих в этой местности, перейти на их сторону и принять христианство, ведь, в конце концов, они тоже поклонялись Деве Марии. Вскоре на сторону испанцев перешли почти все из 9 менсеев Тенерифе. Гуанчи были частично истреблены, многие погибли от завезенных пришельцами болезней, к которым не имели иммунитета. Испанцы же построили в честь Черной Мадонны на этом месте город, назвали его Канделарией. Здесь же была построена и первая на Канарах церковь, посвященная Деве Марии.
Мадонна Канделария стала покровительницей Канарских островов, а город считается колыбелью христианства в этих местах. Дважды в год (в феврале и августе) сюда стекаются паломники. Особенно большой праздник приходится на 14-15 августа. Паломники съезжаются либо на специально украшенных повозках, либо пробираются пешком древними горными тропами. Нет, нет, не бойтесь! Как и во все населенные пункты на Тенерифе, в Канделарию ведет отличная дорога с указателями, просто таковы традиции. Со времен гуанчей сеть древних троп связывает все уголки Тенерифе. Поэтому на острове так много трекинг – маршрутов, в любом инфо-центре вы найдете брошюрки и карты на эту тему на всех языках кроме русского.
Несколько веков Мадонна Канделария находилась в пещере, куда ее определили гуанчи, но во время сильного шторма 1826 года Черную Мадонну унесло обратно в океан. С тех пор ее никто не видел. По-видимому, Черная Мадонна остерегается выбрасываться на какой-либо берег, во избежание захватнических войн и истребления народов.
К тому моменту как Черная Мадонна решила вернуться в океан, в Санта-Крус в церкви Пилар уже существовала точная ее копия. В 1827 году канарский скульптор Фернандо Эстевес сделал с этой копию еще одну копию. Она и стоит сейчас в базилике Нуэстра-Синьора-де-Канделария – главном храме Канар. Сохранилась за базиликой и пещера, в которой нашла свой дом первая Мадонна. К сожалению, проход к ней был закрыт в связи с какой-то реконструкцией.
Нынешняя базилика Нуэстра-Синьора-де-Канделария была построена в 1959 году в неоканарском эклектичном стиле. Точнее сказать, к 1959 году было наконец-то закончено строительство, затянувшееся на 10 лет. Строительство начали доминиканцы. И это уже во второй раз. Первый раз братья доминиканцы взялись восстанавливать храм Черной Мадонны после пожара 1789 года. Тогда же к храму переместился и их монастырь. В 1836 году доминиканцы вынуждены были покинуть Канары (конец 18 и начало 19 веков – период секуляризации общества в Европе, многие монастырские земли национализировались) и вернулись только в 1922 году. Была попытка строить храм повыше, подальше от моря. Но эта идея не была принята общественностью. Далее кризис, гражданская война, вторая мировая. Наконец, в 1948 епископ монсеньор дон Доминго Перес Касерес вместе с архитектором Хосе Энрике Марреро Регаладо начали строительство нынешней базилики. Строительство велось на пожертвования, в росписи храма участвовали многие известные художники, например, кубинский экспрессионист Хосе Агилара (фреска «Тайная вечеря»). Помимо копии статуи Черной Мадонны 1827 года, в базилике хранится скульптура Лухана Переса (1936) «Христос в агонии». На куполе храма можно увидеть гербы семи канарских островов, так же изображения всех Канарских островов есть на одной из стен в Зале свечей, там же на стенах можно увидеть краткие изречения о появлении здесь Девы Марии и ее храма. Базилика украшается и расширяется по сей день. Деревянная Черная Мадонна Фернандо Эстевеса стоит в окружении произведений художников второй половины 20 века. Надо сказать, базилика, расписанная нашими современниками, выглядит, на мой непросвещенный взгляд, чрезвычайно приветливо и дружелюбно.
Да и весь город с первых минут пребывания в нем выглядит приветливо и дружелюбно. Начиная с огромной парковки прямо на берегу моря, невысокими ценами в магазинах и кафе на главной улице, ведущей к храму и, заканчивая просто грандиозной для такого маленького города с 20-тысячным населением площадью с огромными статуями 9 менсеев на фоне безбрежного океана. Маленький город с главным храмом Канар сделал все, чтобы каждый год в августе достойно принимать многотысячную толпу паломников. Поэтому в остальное время обстановка в нем тихая и безмятежная. Продавцы и бармены приветливы и улыбчивы, корыстолюбивыми взглядами туристов не поедают.
Как и другие старые прибрежные города Тенерифе, город лепится небольшими домами к склонам гор и спускается к самому морю. Канделария спускается к морю так близко, что непонятно как волны не выбивают стекла в домах. Пляжная зона с черным песком во время прилива - не больше 10 метров. В некоторых путеводителях не рекомендуется вообще выходить на пляж! Зато один находчивый хозяин бара, а может просто эстет, сделал окно во всю стену, которое с улицы похоже на большую картину с изображением моря. Ну как не зайти в такой бар. К тому же кофе оказался там так же вкусен, как и в Икоде. Это и есть то второе место на Тенерифе с самым вкусным кофе. Помимо кофе и окна, бар примечателен разными приспособлениями для хранения и нарезания хамона. Очень хочется вернуться в этот бар в бурную погоду, чтобы, попивая кофе, с замиранием сердца смотреть на приближающуюся к широкому окну волну.
С маршрутами прогулок в Канделарии проблем нет. Прямо у автостоянки вы найдете инфо-центр, где вам выдадут карту, на которую нанесены основные достопримечательности и указана дорожка к ним. Естественно, путь к главной достопримечательности Базилике Нуэстра-Синьора-де-Канделария лежит по главной улице с большим количеством сувенирных лавок, магазинов и забегаловок. Улица не длинная и симпатичная.
Образ Черной Мадонны пронизывает весь город. Прекрасный черный лик изображен на гербе города, невозмутимо и таинственно он смотрит на нас с витрин магазинов, изразцов на стенах и даже с граффити на стенах. На всякий случай, оговорюсь, знаменитых Черных Мадонн довольно много, в сети я нашла упоминания о трех десятках чудотворных черноликих Дев в разных частях света, у нас наиболее известна, как мне кажется, Ченстоховская Божья Матерь (Польша). Кто первый и почему назвал так Мадонну, я не знаю. То ли из-за того, что часто лик вырезали из темнеющей от времени слоновой кости, то ли из-за византийских иконографических традиций. Одно знаю точно – это никак не связано с какими-нибудь новыми версиями расовой принадлежности Девы Марии.
Узкая улица выводит к большой квадратной площади Плаза-де-ла-Патрона-де-Канария. Площадь поистине огромна для такого маленького города, одной стороной она выходит к океану, поэтому зрительно кажется еще больше, чем на самом деле. В 1993 году на площади на глыбах вулканического происхождения были установлены бронзовые статуи последних 9 вождей гуанчей. Автор – местный скульптор Хосе Абадо. Судя по другим его работам, он отнюдь не принадлежит к реалистическому направлению в искусстве, однако менсеи вылиты очень натуралистично. Высокие мощные фигуры в шкурах стоят спиной к океану и сурово смотрят на остров. С чего это вдруг возник этот проект, напоминающий всем о перебитом испанцами коренном населении Канар, не знаю. Каждый год 15 августа у ног этих бедолаг разыгрывается мистерия обращения гуанчей в христианство.
Канделария – из тех городков, которые хочется посещать еще и еще, а поскольку он стоит на пути в Санкт-Крус, сделать это совсем несложно. А тем, кто всерьез заинтересовался гуанчами как потомками атлантов, инков, инопланетян и т.п., можно заехать еще в близлежащий Гуимар, полюбоваться предположительно пирамидами, возведенных предположительно гуанчами. Музей этот возник благодаря Туру Хейердалу, он первый привлек внимание ученых к грудам камней, напоминающих погребальные пирамиды инков и ориентированные строго на запад. Вход в музей недешев, удовольствие нам представилось сомнительным, и мы сфотографировали пирамиду из кафе музея. На груду камней эти сооружения так мало походят, что совсем непонятно почему на них никто до Хейердала не обращал внимания. В общем, как говорится, вопрос требует изучения. Одно могу написать, улицы Гуимара сплошь в деревьях, покрытых воздушными голубыми цветами, что выглядит очень красиво!